Деловой мир лишь в последние годы стал проявлять внимание к окружающей среде. Еще не так давно тех, кто заботился о ее защите, считали чудаками или, в лучшем случае, просто любителями природы. Сегодня же крупные корпорации стремятся убедить общество, что они тоже встревожены состоянием окружающей среды, хотя и не заявляют, что первыми начали бить в колокола по поводу ее загрязнения. В своей книге комиксов честь первооткрывателя в этой сфере деятельности я отдаю супермену.
Много лет назад в американских комиксах, которые рассказывали о приключениях супермена, начали помещать социально значимое обращение, гласящее: «Содержи свой город (нашу страну) в чистоте!». На рисунках были изображены два мальчика, бросающие мусор у подъезда своего дома. Неожиданно с неба спускался супермен и делал им замечание. Оправдываясь, ребята говорили, что небольшое количество брошенного ими мусора не может причинить большого вреда. Но супермен строго отвечал: «А что, если все начнут так думать?» Чтобы показать, что именно он имел в виду, он улетал и возвращался с грудой мусора, которую вываливал у подъезда, вопрошая: «Видите, что произойдет?» Ребятам становилось стыдно за свой поступок. Они больше никогда не будут мусорить на улице.
Этот маленький комикс был частью кампании за чистоту на улицах, развернувшейся в Америке еще до появления понятия «окружающая среда». Он предвосхитил некоторые проблемы, которые сегодня стоят на повестке дня. Супермен преподал детям урок о причинно-следственных связях и о личной ответственности, а также дал им общее представление о теории систем. Он показал, что поступки отдельных людей могут привести к тяжелейшим, даже непредсказуемым результатам и что если все начнут поступать, как в случае с мусором, устранить последствия содеянного будет очень трудно.
ГРАЖДАНИН МИРА
Комиксы о супермене учили американских детей, как стать хорошими гражданами своей страны. Эта тема является составной частью поддержанной ИСО программы «Дети и стандарты ИСО 14000», правда там она поднята на новый уровень: программа учит детей, как стать гражданами мира, и адресована детям всех стран.
Эксплуатировать детскую тему любят многие компании, украшая фотографиями детей разные программные заявления о важности защиты окружающей среды для грядущих поколений. Можно видеть массу снимков, где генеральный директор компании с доброй улыбкой вручает глобус благодарному мальчугану, напоминающему херувима. Умилительная картина, не правда ли? Или вас от нее тошнит? Ведь, несмотря на все благие намерения, нашей планете по-прежнему угрожает гибель от последствий промышленного загрязнения и современного образа жизни. Детская программа по применению в повседневной жизни стандартов ИСО серии 14000 отличается от других программ тем, что ведущая роль в ней отведена детям. В программе отмечается важность защиты окружающей среды, но главное в ней то, что она ставит задачу воспитания самостоятельных, «экологически зрелых» детей и юношества, которые знали бы все необходимое для охраны окружающей среды.
Буквально «на пороге своего дома» — в кругу семьи, в школе — дети на собственном опыте убеждаются, что они своими действиями могут улучшить экологическую ситуацию. Они учатся общаться с детьми из других школ, местных сообществ и других стран и начинают понимать, что коллективные действия и объединенные усилия могут стать ответом на вызов, который проблемы окружающей среды бросают человечеству.
В Японии к участию в детской экологической программе уже привлечено более 50 тыс. детей. Сейчас при поддержке ИСО программа обретает жизнь и в других странах. Детей учат, как применять положенный в основу стандарта ИСО 14001 принцип «планирование — осуществление — проверка — действие» (PDCA), чтобы сократить домашнее потребление воды и электроэнергии и уменьшить количество бытовых отходов.
Имеющиеся данные свидетельствуют об эффективности экологического обучения взрослых их собственными детьми. Так, выбросы углекислого газа средней семьи сократились на 10-15%, а понимание важности экологических проблем среди детей возросло на 80%. Осознание этой проблемы взрослыми в семьях, чьи дети приняли участие в программе, возросло на 60%.
ПОБОЧНЫЙ ЭФФЕКТ
Интересным оказался и побочный эффект, который дало участие в программе: улучшилось общение внутри семей, поскольку детям для выполнения заданий по программе требовалась помощь со стороны родителей и других членов семьи. В одном японском городе муниципальные власти даже попытались использовать программу для борьбы с малолетней преступностью.
И все-таки, достигнутое — это лишь капля чистой воды в зараженном море. Правительства до сих пор не могут договориться о совместных действиях, чтобы противостоять глобальному потеплению, промышленные предприятия продолжают загрязнять землю, а жители развитых стран, говоря о защите окружающей среды, мало что делают, чтобы изменить тот образ жизни, к которому они привыкли и который губит природу.
Однако программа «Дети и стандарты ИСО 14000» посвящена не только защите окружающей среды. Она призвана помочь детям и молодым людям уверовать в свои силы, вселить в них самоуважение, заставить поверить, что они способны изменить мир к лучшему. Родители и вообще все взрослые не могут не признать важности веры в собственные силы перед лицом любой проблемы в любой жизненной сфере.
Помогая детям обрести уверенность в своих силах, занять активную жизненную позицию, научиться работать в команде, найти общий язык с людьми, живущими в других странах и принадлежащими к другим культурам, программа «Дети и стандарты ИСО 14000» открывает возможность улучшить экологическую ситуацию в самом широком смысле слова. Как сказал супермен: «А что, если все начнут так думать?»
КАКОВЫ ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ?
Двадцать процентов населения в мире составляют дети и молодежь в возрасте от 10 до 19 лет. Несомненно, что все, о чем думает и что делает молодежь в сфере экологии сегодня, повлияет на окружающую среду, в которой они будут жить завтра. Интерес к экологическим проблемам, проявляемый людьми в юном возрасте, отразится на их отношении к окружающей среде, когда они станут взрослыми.
Детская программа:
- способствует развитию экологической сознательности детей и молодежи;
- учит их применять экологический менеджмент, основанный на стандартах ИСО серии 14000, дома и в общественных местах;
-
показывает им важность установления связей с молодыми людьми, которые учатся в других школах и живут в других странах, для придания импульса коллективным действиям в решении глобальных проблем окружающей среды.
КАКОВА СВЯЗЬ СО СТАНДАРТАМИ ИСО СЕРИИ 14000?
Программа «Дети и стандарты ИСО 14000» обучает детей вводить в практику цикл PDCA, который является основополагающим принципом стандартов ИСО серии 14000 на системы экологического менеджмента. Детей учат применять этот цикл, чтобы заложить в их сознание основы экологической культуры (например, при бытовом расходе воды), поставить перед ними задачи по снижению отрицательного воздействия на окружающую среду и посоветовать, какие меры следует принять для их решения.
Соучредитель программы проф. Т. Кавабе так прокомментировал ситуацию: «В Японии в ряде случаев родители детей, участвующих в программе, работают в организациях, внедривших стандарт ИСО 14001, а семьи живут в домах, которые принадлежат муниципалитетам, получившим сертификаты по стандарту ИСО 14001 или добивающимся их получения. Стандарт ИСО 14001 признан на международном уровне как инструмент улучшения эффективности экологического менеджмента. ArTech с радостью включила ссылку на семейство стандартов ИСО 14000 в название программы, поскольку последняя нацелена на обучение детей практическим мерам по улучшению окружающей среды в масштабах сначала своего дома, своей страны, а затем и всего мира».
КТО ПОДДЕРЖИВАЕТ ПРОГРАММУ?
Кроме ИСО, детская экологическая программа получает практическую помощь от Экологической программы ООН (United Nations Environment — UNEP) и Университета ООН (the United Nations University), сотрудничество с которыми осуществляется с момента запуска программы. Ее также поддерживают Министерство образования и Министерство охраны окружающей среды Японии. Поддержку оказывают и некоторые организации, представляющие японский бизнес, и действующие в Японии транснациональные компании. К декабрю 2003 г. школы и другие организации, в том числе национальные институты — члены ИСО многих стран, проявили заметный интерес к участию в программе или ее поддержке.
КАК РАБОТАЕТ ПРОГРАММА?
В первую очередь, дети и молодежь, участвующие в программе «Дети и стандарты ИСО 14000» учатся использовать цикл PDCA как основополагающий принцип стандартов на систему экологического менеджмента. Они делают это на опыте применения PDCA в собственных домах:
- для измерения экологических показателей, например, потребления воды и энергии;
- при постановке целей по уменьшению отрицательных воздействий;
- для сравнения полученных результатов с поставленными целями;
- при осуществлении улучшений на основе приобретенного опыта.
Таким образом, дети получают жизненно необходимые практические навыки в уменьшении отрицательных воздействий на окружающую среду и улучшении экологических показателей.
Далее, если родители работают в организациях, сертифицированных по стандарту ИСО 14001, то появляется потенциал для совместного выполнения экологической программы на работе и дома. Эти возможности возрастают, когда местные власти способствуют применению стандарта ИСО 14001 путем привлечения к своим программам школ и предприятий.
Программа «Дети и стандарты ИСО 14000» — мощный инструмент обучения, так как вся она основана на идее установления взаимодействия между детьми и учителями. Кроме того, участвующие в программе организации поощряются к вовлечению в нее через свои структуры детей из других школ как на национальном, так и на международном уровне.
ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ПРОГРАММА?
Программа «Дети и стандарты ИСО 14000» начинается с подготовки инструкторов-экологов для детей (Eco-Kids Instructor), которые, в свою очередь, обучают учителей школ, решивших принять участие в программе, как организовать работы в своих классах, как вести записи в рабочих тетрадях и как пользоваться руководствами по оценке этих записей.
К участию в программе привлекаются дети старше 10 лет. Работа по программе предусматривает четыре уровня обучения.
Вводный уровень — повышает осведомленность и восприимчивость детей в области экологии. На этом уровне они осваивают методологию экологического менеджмента по стандартам ИСО 14000, включая цикл PDCA. Для обучения на этом уровне требуется примерно две недели.
Начальный уровень — дает представление о цикле PDCA семьям участвующих в программе детей, которые вместе применяют его дома на практике. Так, с помощью взрослых членов семьи дети определяют основные экологические показатели (например, потребление воды и энергии или количество бытовых отходов), ставят задачи по их снижению и ведут наблюдения. Их действия фиксируются в рабочих тетрадях для последующей оценки учителями. Этот уровень требует около восьми недель обучения.
Средний уровень — дает более высокую степень мастерства в использовании цикла PDCA применительно к экологическому менеджменту на уровне региональных экологических проблем. Молодежь участвует в проектах по внедрению экологического менеджмента, работая в группах. Для обучения на этом уровне необходимо от нескольких месяцев до года.
Высший уровень — предполагает применение стандартов ИСО 14000 также на уровне региональных экологических проблем, но теперь группы молодых людей уже сотрудничают с зарубежными молодежными группами. Этот этап длится от одного до двух лет. После завершения работ над проектом рабочие тетради участников направляются в ArTech для проверки инструкторами-экологами и выставления оценок, а затем возвращаются детям. Признание детских работ и положительная обратная связь стимулируют детей и поощряют их дальнейшую деятельность.
По завершении полного курса обучения на всех четырех уровнях проводится церемония награждения участников. Они получают сертификаты от Международного комитета программы «Дети и стандарты ИСО 14000», учрежденного ArTech и сформированного из представителей организаций, сотрудничающих с программой или поддерживающих ее.
КАК ПОДДЕРЖИВАЕТСЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ ПРОГРАММЫ?
Программа «Дети и стандарты ИСО 14000» основана на трех руководящих принципах, которых следует придерживаться при ее выполнении, в какой бы стране это не происходило.
1. Соблюдение наиболее существенных положений исходной концепции и целей программы при ведении записей в рабочих тетрадях на каждом уровне обучения. Совершенствование понимания программы во всем, что касается подготовки и работы инструкторов, ведения записей в рабочих тетрадях участников, учебных курсов, руководств по оценке работ участников или инструкций для учителей.
2. Учет географических, климатических и социально-экономических особенностей разных стран и регионов и уважение культурных различий. Совершенно очевидно, что системы обогрева и охлаждения в разных странах и даже в разных регионах могут значительно отличаться друг от друга. Это обстоятельство следует учитывать при разработке форм ведения записей. Кроме того, необходимо понимать, что наряду с природными особенностями окружающей среды существуют технологические различия, которые являются продуктами национальных или территориальных культурных традиций. Только при этом условии можно добиться результативности программы.
3. Воспитание у участников программы «чувства единения» при работе над глобальными экологическими проблемами. Конечной целью программы является формирование всемирной сети, обеспечивающей «экологическую зрелость» детей и молодежи. Хорошо известно, что проблемы экологии не имеют границ, и одна страна, действуя в одиночку, не сможет остановить, например, глобального потепления. Таким образом, решающим фактором в экологическом воспитании детей и молодежи становится осознание ими необходимости в объединении для решения глобальных проблем охраны окружающей среды.
КАКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДОСТИГНУТЫ?
За три года (с 2000 по 2003) осуществления в Японии программы «Дети и стандарты ИСО 14000» получены следующие результаты.
Увеличение числа участников. Программа была начата в 2000 г. В пилотном проекте приняли участие 450 детей. К третьему кварталу 2003 г. в ней участвовало уже более 50 тыс. японских школьников.
Столь внушительного результата удалось добиться благодаря «волновому эффекту», смысл которого состоял в вовлечении новых участников с помощью местных органов власти. А именно, если местная администрация или школьные власти начинали работу по программе в одной школе, то затем эта инициатива через административные органы распространялась на другие школы и муниципалитеты и далее на соседние провинции. При этом возрастало число инструкторов-экологов, обучаемых с целью поддержки детской программы, что, в свою очередь, стимулировало дальнейшее увеличение их количества.
Рост осведомленности. Изучение данных свидетельствует о повышении осведомленности в области экологии у 80% детей, принявших участие в программе; для членов семей, включая родителей, цифра роста составляет 60%. Эти данные красноречиво говорят о результативности обучения.
Улучшение взаимодействия. Детям, участвующим в программе, при выполнении работ дома необходимо наладить взаимодействие с членами семьи. И в этом отношении также зафиксированы улучшения. Так, в семье одного из участников число контактов увеличилось до 85% и, более того, улучшились взаимоотношения в целом.
В одном из японских городов власти даже поставили цель снизить уровень преступности среди молодежи через ее участие в программе, поскольку улучшение взаимоотношений с родителями устраняет один из факторов, побуждающих молодежь к совершению преступлений.
Снижение количества выбросов. Произошло уменьшение количества выбросов двуокиси углерода на 10-15% на каждый дом.
Влияние на экологические программы предприятий и сообществ. Представители японского бизнеса и местные органы власти чрезвычайно заинтересованы в программе «Дети и стандарты ИСО 14000». Проникая в дома их работников и других граждан, программа дополняет и усиливает их собственные экологические программы и даже способствует увеличению их количества, а также повышает значимость осуществляемых мер по внедрению стандарта ИСО 14001 и способствует улучшению осведомленности в области экологии.
Другие положительные результаты. Программа «Дети и стандарты ИСО 14000» дает наибольшую эффективность, если применяется в сочетании с другими экологическими программами, например, по изучению и охране природы, утилизации отходов и др. Так, данные одного из обзоров показали, что участвовавшие в программе дети стремились ограничить использование пластиковых пакетов в супермаркетах. Изучение данных об эффективности программы свидетельствует также о том, что участие в ней благотворно влияет на освоение школьниками других предметов. Например, записи в рабочих тетрадях использовались при обучении родному или иностранным языкам, а экологические темы включались в работу драматических кружков.