В настоящее время, среди основных задач, стоящих перед производителем при выведении на рынок нового продукта или услуги является защита средств его индивидуализации.
В соответствии с российским законодательством, к средствам индивидуализации товаров и услуг, приравненным к результатам интеллектуальной деятельности, относятся в том числе товарные знаки (знаки обслуживания).
Товарный знак (знак обслуживания) представляет собой обозначение, служащее для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц.
Товарный знак служит ориентиром для потребителя при выборе того или иного товара (услуги) и всегда ассоциируется в сознании потребителя с определенным уровнем качества товара, которое гарантирует производитель.
В случае, если производитель лицензирует выпуск своих товаров третьим лицам, то лицензионный договор на использование товарного знака, должен содержать норму о соблюдении качества товара. В лицензионном договоре лицензиат (лицо, приобретающее право использовать товарный знак правообладателя) гарантирует, что качество товаров, выпускаемых им по договору, должно быть не ниже качества товаров, выпускаемых самим правообладателем, при этом правообладатель должен проверять соблюдение данного обязательства лицензиатом.
Требование о соблюдении качества выпускаемых по лицензии товаров является установленной российским законом гарантией, как для правообладателя, так и для потребителя, от появления некачественной продукции. Кроме того, товарный знак позволяет контролировать качество импортируемых в Россию товаров иностранных производителей, а также обеспечить импорт этих товаров только конкретными уполномоченными правообладателем лицами, которые, с его точки зрения, могут гарантировать соблюдение требований к хранению и перевозке товаров, влияющих на их качество.
К сожалению, в России в последнее время наблюдается увеличение количества контрафактной продукции, т.е. продукции, не соответствующей требованиям законодательства об интеллектуальной собственности.
Для борьбы с этим явлением усилиями общественных деятелей и предпринимателей было создано Некоммерческое партнерство «Россия против контрафакта», в рамках которого функционирует Система добровольной сертификации «МАРКА ГОДА» (СДС «МАРКА ГОДА»), которая ставит перед собой задачи по поиску наиболее эффективных путей поддержки добросовестных предпринимателей, стимуляции разработки и реализации мер борьбы с контрафактной продукцией, обеспечению повышения конкурентоспособности и имиджа национальных производителей на внутреннем и внешних рынках на основе стимулирования массового проведения добровольной сертификации добросовестными предпринимателями, стимуляции повышения качества потребляемой россиянами продукции, как важнейшей составляющей повышения качества жизни. Процедура добровольной сертификации «МАРКА ГОДА» сочетает в себе два этапа экспертизы товаров: экспертизу соответствия качества товара, заявленного производителем, требованиям нормативных документов, и экспертизу средств индивидуализации, используемых на товаре, на соответствие требованиям законодательства об интеллектуальной собственности (отсутствие признаков контрафактности). Целью проверки изделия на контрафактность является недопущение присвоения знака соответствия Системы добровольной сертификации «МАРКА ГОДА» товарам, маркированным «чужим» товарным знаком, т.е. контрафактным товарам, а также, стимулирование производителей, не зарегистрировавших свой товарный знак, во избежание появления на рынке продукции недобросовестных конкурентов, а также во избежание предъявления претензий к самому производителю со стороны третьих лиц, зарегистрировать товарный знак или согласовать порядок его использования с правообладателем.
Специалистами СДС «МАРКА ГОДА» и патентными поверенными была разработана Методика проверки изделий на контрафактность (нарушение исключительного права на товарный знак), которая успешно применяется в процессе добровольной сертификации товаров и позволяет достигнуть целей, поставленных авторами проекта.
|